Большое Садовые

Поход на 1 мая к Сюйренськой крепости - отдых в Украине

...Утро встретило нас ясным небом и ослепительно белым солнцем. Это был хороший знак. Уже с самого начала ощущалось приход жары. За несколько утренних часов досохло все то, что было пропитанное вчерашним дождем. От вчерашней непогоды не осталось и следа.

Мы, как всегда, позавтракали, собрали вещи и отправились в путь. С нами в дорогу ушла и собака. О ней вообще можно много рассказывать. Но этот рассказ не о ней, поэтому ограничусь несколькими словами. Впервые мы ее заметили еще когда шли в Баштановку. Наша группа двигалась своей дорогой, а она подбегая то к одному краю, то к другому, то вынюхивая, тоже крутилась у нас. Не покинула она нашего общества и тогда, когда мы вышли за пределы села. На первом же привале она улеглась между сброшенными рюкзаками, уже тогда показывая, что мы ей понравились и она рада нашей компании. Не изменила она нам и в трудные времена, когда мы карабкались на гору под дождем и бездорожью. Вместе с нами стояла на краю света, а потом наблюдала, как из-за отступающих облаков появляется невероятной красоты широкий вид. Выстояла до победного конца и ночевала возле наших палаток. И теперь опять отправилась с нами в неизвестное.

Хотя на самом деле, сегодняшнее неизвестно было уже не таким неизвестным, по крайней мере в начале - еще с места нашей ночевки было видно на противоположной горе руины Сюйренськой крепости, где мы собирались побывать. Дорога к ней пролегала через села Малое и Большое Садовые, которые лежали внизу как на ладони, поэтому от нее при такой ясной погоде было отклониться практически невозможно.

Малое Садовое встретило нас разноголосным лаем собак. Так они проявляли свое гостеприимство к нашей приблуде. Извилистыми сельскими улочками мы вышли на главную улицу, за которой была трасса Ялта-Бахчисарай. Впервые с начала похода попали на автодорогу с интенсивным автомобильным движением. Оно чуть не стал роковым для нашей собаки, потому что во время игры с Олесем она несколько раз выбегала на проезжую часть, заставляя водителей не так сильно давить на газ. Возможно, глубокие переживания от того, подкрепленные эмоционально окрашенными советами водителей, подавили ее и она оторвалась от нашего коллектива. Так или иначе, но изменяя Малое Садовое на Великое, мы были уже сами.

Поднявшись за село, сделали очередной привал. Здесь, на большой поляне кроме нас уже были и другие группы. А еще местные отдыхали то тут то там, потому что сегодня же как никак праздник - 1 мая, международный день солидарности трудящихся.

Поляна эта стала нашей остановкой целых несколько часов. Дело в том, что она находится на развилке двух путей: один вел на Мангуп, нашу перспективную мечту, а другой - на местные памятники истории. Именно из-за желания их осмотреть мы задержались здесь так надолго.

Посещение сделали по очереди. Первыми пошли я с сестрой и Сашей. Вообще так складывалось, что в подобные прогулки без рюкзаков мы и дальше уже ходили с таким распределением. Как сказал Андрей, «палатка на палатку», потому что действительно мы втроем в таком постоянном составе ночевали в одной палатке, а они вчетвером - в другой.

Сюйренськая крепость Дорога к Сюйренськой крепости сначала шла дном ущелья в тени высоких деревьев. Вдоль еще цвело много разноцветных весенних цветов. Несколько раз нам навстречу спускались другие группы, уже побывавшие там, один раз мы обогнали группу, тоже поднималась вверх. Дорога имела не очень сильный наклон, но чувствовалось, что мы уверенно набираем высоту, потому что соседние скалы стали не такими далекими и высокими, уже позади за кронами деревьев стал просматриваться северный, более равнинный пейзаж. Вскоре Саша нашел сокращения дороги и мы за несколько минут по каменным глыбам и мощным корням взобрались на край плато.

Вид отсюда открывался не менее фантастический, чем вчера. К тому же, вчера мы видели южные края, а сегодня северные. Уже не было больше гор и к горизонту линии холмов все больше выравнивались, пока не слились в сплошную горизонтальную линию, лежащую далеко за чертой Крымских гор.

Несколькоминутная прогулка небольшой тропинкой между густых зарослей вывела нас на поляну, с другой стороны которой возвышалась каменная стена с башней. Собственно, это было существенным, что осталось от Сюйренськой крепости до наших дней. Двенадцать веков не пожалели этого укрепления и от всего комплекса остались лишь заросшие кучи глыб, остатки пещер и эта стена брешью посередине с круглой башней. Кстати, именно их мы видели с места нашей ночевки на другой стороне долины.

Вернулись менее, чем за час. Сразу же по нашему возвращению ребята отправились нам на смену. Но перед тем, как это произошло, мы окончательно распрощались с собакой. Впервые она от нас оторвалась еще в Малом Садовому. После того некоторое время ее не было видно. Только когда мы спускались вниз после осмотра Сюйренськои крепости, заметили ее в сопровождении уже другой группы, что поднималась нам навстречу. Собака узнала нас и очередной раз сменила компанию. Таким образом, мы вернулись к месту привала не одни. И здесь произошло неожиданное, но окончательное прощание. Собственно, я не видел все с самого начала, но когда обернулся, то увидел, как собака от радости встречи или от чего-то или кого-то другого отскочила в сторону и попала прямо под ноги Саши, который споткнулся и чуть не упал на нее. Этот маневр так напугал животное, она быстро исчезла и больше мы ее не видели вообще.

путь на Мангуп Во время ожидания мы исследовали окрестности. Я ходил разведывать путь на Мангуп, а Саша провел очередную фотосессию в окружающей местности. Постепенно ожидания стало нас угнетать и мы все чаще поглядывали на часы. Вот отведенный час миновал и мы теперь смотрели не только на часы, но и на тропу, откуда должны были появиться наши. И они таки появились, но почти за два часа. Пока их не было, мы строили различные версии, начиная от того, что они заблудились и заканчивая тем, что их забрали пришельцы. Но на самом деле ни одна версия даже близко не подошла к истине, поскольку оказалось, что их захватили монахи. Мы видели эту небольшую группу, которая поднималась со стороны села, но и не подозревали, что они принесут нам лишние хлопоты, хотя у сестры было такое предчувствие. Как оказалось, ребята уже спускались после осмотра крепости, когда на тропе встретили их. Группа вызвала у наших интерес и они, присоединившись к ней, поднялись еще до пещерного монастыря Чилтер-Коба. Таким образом, кроме средневекового укрепления ребята побывали еще и в его ровесника и соседа пещерного монастыря, что возобновил свою деятельность в наши дни.

ПОХОЖИЕ ЗАМЕТКИ ПРО ОТДЫХ В КРЫМУ И УКРАИНЕ
Эски-Кермен - остатки древнего, пещерного города
Прогулка на Мангуп-Кале - в Крым на майские
Бахчисарайский ханский дворец
Наша экскурсия в Ханский дворец в Бахчисарае
Блуждания по горам и окрестностям Бахчисарая
Свято-успенский монастырь - история пещерного монастыря
Сюйренськая крепость
Свято-Успенский пещерный монастырь
Проведи свой отпуск отдыхая в Украине