Чуфут-Кале

Чуфут-Кале и караимы, как жители города

Расположен Чуфут-Кале всего за несколько километров от Бахчисарая, на высоком плато что возвышается над ущельем Марьям-Дере(высота над уровнем моря - 540 метры, площадь - 38 гектара)

Чуфут-Кале занимает особенное место среди так называемых пещерных городов Крыма. Пустырный в настоящее время город имел своих жителей еще в середине ХІХ века - самый длинный период заселения среди "пещерных городов" полуострова.

Единства среди ученых о временах заселения плато на котором расположенный Чуфут-Кале нет. Есть версии что город возник в VI ст., есть версия что в ІХ-Х ст., есть также мысль, которая относит времена основания Чуфут-Кале до ХІІ века.

Первое письменное упоминание о Чуфут-Кале относится к 1298-1299 годам. В те годы, в ходе золотоординських усобиц, которые докатились и в Крым, эмир Ногай разорил много крымских поселений, в том числе и Чуфут-Кале. Ученые считают, что нынешний Чуфут-Кале, вспоминается в тогдашней хронике под названием Кирк-Ор. В переводе Кирк-ор - Сорок замков.

Это название, возможно и не совсем корректно переведено из местных языков, встречается и в произведениях католического монаха Рубрука, который побывал в Крыму в 1253 году, и в произведениях арабского географа Абульфеда, который путешествовал там же в 1321 году.

Сначала Чуфут-Кале чуть ли не самое численное население и служило безопасным местом для окружающего люда, где можно было бы переждать опасность вместе со своим товаром и живностью. Постепенно город разрастался и укреплялся и уже в ХІV веке он становится достаточно мощной крепостью. Есть упоминания, что в те времена Кир-Ор захватил золотоординський хан Джанибек, а ее обладателями становятся беи Яшлавськие.

В период распада Золотой Орды, когда крымские ханы стали подумывать о независимости своих владений, крепость становится убежищем для разных претендентов на ханский престол. А первый обладатель независимого крымского ханства - Ходжа-Давлет-Герай вообще переносит официальную резиденцию со Старого Крыма до Кирк-Ору.

Чуфут-Кале Конечно резиденцию нужно было укреплять и город приобретает черты настоящей крепости. Камень для строительства берется здесь же, на плато. Причем в местах, где добывался камень для строительства крепостных укреплений и жилья, образуются достаточно большие ниши и пещеры. Пещеры те использовались для хозяйственных и религиозных потребностей, а при случае и для обороны. Именно эти ниши/пещеры, а они есть в достаточно большом количестве и в других бывших городах-крепостях(Мангуп, Ески-Кермен, Бакла, Киз-Кирмен ...) и дали общее название этим городам.

Она же закрепилась среди историков и исследователей Крыма - пещерные города.

С 1454 года здесь функционирует монетный двор, который чеканил свою монету.

Во второй половине ХV ст. город имел достаточно разнообразное население - здесь проживали мусульмане, христиане, иудеи.

В начале ХVІ ст. ханская резиденция переносится в нынешний Бахчисарай, а крепость используется лишь для защиты правителей Крыма при враждебных набегах.

Дальше об истории Чуфут-Кале лучше почитать в путеводителе "Пещерные города Крыма" Александра Герцена.

Чуфут-Кале Местные караимы занимались ремеслами и торговлей. В Бахчисарае, где они держали скамьи, им позволялось находиться лишь к закату солнца, на ночь нужно было возвращаться в Чуфут-Кале. В конце ХVІІІ ст. здесь еще насчитывалось около 200 домов, что могло отвечать ч исленности населения до 1000 - 2000 человек. После присоединения Крыма к России жители начинают покидать Чуфут-Кале, переселяясь в основном в приморские города - Евпаторию и Феодосию. В Евпаторию в начале ХІХ ст. было переведено караимское духовное правление и типография.

К середине ХІХ ст. город почти полностью опустел. Основная причина - отсутствие на плато питьевой воды и нехватка пригодных для обработки участков земли. Кроме того, после включения Крыма в состав России в 1783 г. из караимов был снятый запрет на проживание в Бахчисарае, где раньше они могли держать лишь торговые скамьи.

Руины древнего города уже в ХІХ ст. становятся местом прогулок любителей природы и истории. Чуфут-Кале посещали известные писатели и поэты : О.Грибоєдов, Адам Мицкевич, В. Жуковський, Леся Украинка, М.Коцюбинський, О.Горький, О.Толстой, В.Луговський, Джеймс Олдридж; художники І.Крамской, І.Репін, В.Серов, О.Куприн, Е.Нагаевска и другие".

В Чуфу-Кале также побывали все русские самодержцы, которые посещали Крым.

Ну а что же интересного могли видеть эти путешественники в Чуфут-Кале? А много чего интересного.

Если идти от восточной оборонной стене по пути на которой за век вишурувалась достаточно глубокая колея

Можно увидеть, например, колодец, который был предназначен для сбора дождевой воды. Вообще вода была достаточно ценным продуктом среди жителей города.

Численные раскопки выявили, что дома в Чуфут-Кале размещались очень близко друг к другу. Были они, как правило, двухэтажными с небольшими внутренними дворами, в которых размещались еще и разные хозяйственные здания. Несколько улиц пересекались узкими переходами по которых мог проехать лишь один всадник.

В конце одной из главных улиц Чуфут-Кале, что носит сейчас назову Средней сохранились руины мечети. Историки считают, что строилась она где-то в середине XIV века, а в 1455 году была обновлена ханом Хаджи -Гераем.

Рядом с остатками мечети расположенный мавзолей дочки хана Тохтамиша. Звали ее Джанике-Ханим и она считается достаточно авторитетным лицом в крымской истории - на мавзолее она названа "большой государыней". Умерла государыня в 1437 году, но с того времени ее жизнь обросла таким количеством легенд, что достоверно установить жизненный путь Джанике уже вряд ли удастся.

Во время посещений Крыма царем Александром ІІІ, мавзолей отреставрировали. В ходе той реставрации был перестроенный фасад и уничтожено много разных орнаментов на стенах мавзолея.

Кстати, специально к тому крымскому визиту Александра ІІІ, в 1896-1897 году, на территории Чуфут-Кале караимским обществом был построенный дворец. От него сейчас остался лишь цоколь, с достаточно большими пещерами под ним. Дворец был разрушен при советской власти, в 1930 году.

Кенасы, как правило, имеют три отделения, первое предназначалось для священнослужителей, второе(среднее) - для прихожан-мужчин. В третьем отделении при входе на стульях и рядах, обитых телячьей кожей, сидели пожилые люди и скорбные по умершим родственникам. Над этой частью кенассы находился балкончик, на который по особенной лестнице, которая идет из соседнего двора, могли подняться женщины и не замечены снизу, присутствовать при богослужениях.

В кенассу заходили без обуви, оставляя его на террасе. Пол большого зала был покрыт коврами. На потолке подвешивались люстры, но до наших дней остались лишь кольца для их крепления. В стены зала вмонтированные кувшины, которые служили голосниками-резонаторами, которые улучшали акустику помещения. На боковых полках и в шкафах хранились молитвенники и причандалля для религиозных церемоний.

Неподалеку от кенасс находилась первая на Крымском полуострове типография, основанная караимами в 1731 году. Точное ее местонахождение неизвестно. Печатались в основном книги религиозного содержания. В 1805 г. эта типография была переведена в Евпаторию.

Одна из самих ценных, и в то же время относительно молодых достопримечательностей Чуфу-Кале это усадьба Фирковича. Эта усадьба может дать определенное представление о характере сооружений древнего города и укладе жизни его жителей.

Но меня лично очень заинтересовала не сама усадьба, а ее последний хозяин, хотя не только ее, но и всего города Чуфут-Кале. Это был очень интересный дядя, а звали того дядю Фиркович Авраам Мануилович(1768 - 1874).



Человек это был незаурядный. Это был и писатель, и поэт, и археолог, и историк, и просветитель. Родился в Луцке в семье караимов, в 20-х годах ХІХ года переезжает в Крым. Свою жизнь он посвятил поиску древних иудейских книг, рукописей, манускриптов, надгробий. Странствовал по Кавказу и Ближнему Востоку, побывал в Польше, Литве, Австрии, Египте, Турции, Палестине. Его коллекцией гордится Русская публичная библиотека в Санкт-Петербурге. Но был Авраам Мануилович ... незаурядным скандалистом. Даже авантюристом.

Вся его неутомимая деятельность и труд сводился к тому, чтобы довести что караимы, хотя и являются иудеями, но никакого отношения к евреям не имеют. По его убеждению караимы поселились в Крыму, еще до распятию Христа и не имеют никакого отношения к этому деянию. Он активно выступал за то, чтобы караимы не подлежали в Русской империи тем гонением и ограничением что и евреи. Для отстаивания своего мнения он не гнушался даже подделкой древних иудейских документов.

Сейчас в Бахчисарае действует музей А.М.Фирковича, а в усадьбе где он жил, на территории Чуфу-Кале, открытая выставка, которая посвящена культуре и быту крымских караимов. Похоронен Фиркович в Иосафатовой долине на территории караимского некрополя рядом из Чуфут-Кале.

Чуфут-Кале Термин "караимы" появился несколько позже, в ІХ ст., в работах уже собственно "караимского" теолога Вениамина Бен Моше Нагавенди, который называл этим именем разные антиталмудистские движения(в том числе и ананитов), которые объединились в ІХ-Х в... под общим названием "караимы". Даже само название "караим"("чтець" или "читаючий"; "караим" - это множество от древневрейського "карай") отражает основную характеристику данного движения - почитания(или, если угодно, "чтение") святого Письма как единственного прямого источника религиозной истины.

Период Х-ХI веков, что часто называется "золотым веком" в истории развития караимского движения, знаменательный активной миссионерской деятельностью и распространением иудаизма в его караимской интерпретации далеко за пределами Багдада и Персии. Успех миссионерской деятельности караимского движения в Х-ХИ в... был беспрекословен: по разным оценкам, до 30-40 процентов еврейского населения того времени придерживалось неталмудного, то есть караимского, варианта иудаизма.

Больше того, именно в полемике с соперниками караимами, в дискуссиях и спорах с ними, собственно говоря, во много почему и сформировалась средневековая еврейская цивилизация в том виде, в котором она нам известна сегодня.

... первое свидетельство о пребывании караимов в Крыму датируется 1278 годом. В этом году, как сообщает нам византийский автор Аарон Бен Йосиф а-Рофе, между общинами караимов и рабанитов, что проживали в городе Сулхати(сейчас Старый Крым) состоялась дискуссия относительно того, когда же начинается месяц "Тишри". Кроме Старого Крыма, в том же ХІІІ ст., наверное, возникает общество в городе Кафа(Феодосия) - опосредствованные источники позволяют нам датировать время основания кафськой караимской синагоги 1292 годом. Несколько позже, в середине XIV ст.



Эски-Кермен - остатки древнего, пещерного города
Чуфут-кале пещерный город
Мангуп пещерный город
Инкерман (Каламита) пещерный город и монастырь
Отдых в последние две недели лета, мыс Айя, Бахчисарай, Севастополь
Приезд в Бахчисарай и ночные ворота Чуфут-Кале
Наш осмотр Чуфут-Кале,Успенского пещерного монастыря и Ханского дворца
Блуждания по горам и окрестностям Бахчисарая
Проведи свой отпуск отдыхая в Украине
otpuskplus.com.ua © 2010 - 2019
Все права защищены.
Контакты
Реклама
Форум
^ Наверх