Свято-успенский монастырь

Свято-успенский монастырь - история пещерного монастыря

На околицах Бахчисарая в долине Марьям-дере сохранился, а теперь активно возобновляется, Свято-успенский монастырь.

Версий о времени основания этого монастыря очень много. Встречаются упоминания о первых монахах, которые поселялись здесь, еще в V в... Ну правда, если кто и селился, то это были скорее не монахи, а верующие чудаки, которые не страдали клаустрофобией и любили одиночество.

Некоторые историки считают, что первые монастырские поселения появились здесь у VIII - IX ст. В то время в Византии монастыри приобрели неслыханное могущество. Церковь сосредоточила в своих руках огромное количество земли и богатств. Почти треть мужского населения империи стала монахами. Дошло до того, что даже в войске никому было служить.

Императоры Исаврийской династии Лев ІІІ(717-741) и Константин V(741-775) под предлогом борьбы из иконопоклонением начали преследовать духовенство и монашество. Церковный собор 754 года осудил иконопоклонение как ересь. По приказу власти разрушались церкви с росписями, уничтожались иконы, у монастырей конфисковывались земли. Много монастырей были закрыты, а монахи да и много простых граждан, убегало на околицы Византии, в том числе и в Крым. В Крыму создается огромное количество монастырей.

Много из них прекратили свое существование после вторжения монголо-татар в XIII веке. Но Успенский монастырь продолжал существовать, а в 1475 году, после захвата Крыма турками, даже стал резиденцией православного митрополита и центром крымского православия.

Рядом с монастырем существовало греческое поселение Мариамполь, жители которого смогли сосуществовать со столицей бусурманського Крыма. Мало того, сейчас это выглядит довольно странно, но крымские ханы относились с уважением к христианской святыне и были достаточно веротерпимыми.

Поддерживали монастырь и московские цари. Известная грамота царя Федора Ивановича : "Лета 1596 г. мая 27 по государева, цареву и большого князя Феодора Ивановича всея России указа, в память(к сведению) боярину, князю Ивану Васильевичу Сицкому...

...приехал к государю, царю и Большому князю Феодору Ивановичу и Всея Руссы из Крыму, с крымскими гонцами, из монастыря Пречистой Богородицы на Салачике, гречанин Пасхалий бить челом о милостине, а на перед сего послано было в тот монастырь по Пресвятой на Салачике по государевой жалованной грамоте в милостыню 15 рублей. Ныне бояре приговорили послать в тот монастырь с гречанином Пасхалием 15 рублей".

Через три года уже второй русский царь, Борис Годунов также пожаловал сюда 15 рублей, и "сверх того дана была икона и поставлена свеча". Как по мне, то что-то не очень щедро цари поддерживали православие крымское.

На то время, в монастыре была лишь одна пещерная церковь и кельи монахов. В Успенском монастыре останавливались царские послы и отбивали Богородице поклоны после дипломатических переговоров с ханом.

Ну и еще несколько цитат, которые описывают святость этого места.

"Некогда в оных каменных горах смой большой, людей и скота пожиравший, и того советы людие вот места того отбежавши, пусто оставиша, но яко тамо во оный время жили еще греки и генуенсы, молишася Пресвятой Богородице, дабы их вот оного змия освободила: и такое единого времени в нощи узреша в горе тот свещу горящу идиже не могущи крутия совета и острия горы взыти, вытесавши ступени из камени и приидоша тамо идеже свеща горяще и обретоша обид Пересвятыя Богородицы и свещу пред им горящу; тамо же близко того обида и змия оного обретоша мертвая разседшося.

И такого радости будущи воздаша велил благодарение Богоматере избавльшей их вот такого злаго змия; эго же изсекши в части, сожгоша огнем и вот того времени жителые тамошнии часто нагаша ходить тамо, и молиться Пресвятой Богородице".

Вторая легенда говорит:

"В давно минувшие времена пастух одного князька Топарха, по имени Михаил загнал однажды для пастьбы стадо свое в нынешний Успенский овраг и увидел здесь на скале в 10 саженях вот земли икону Богоматери и пред ею свечу.

Пораженный чудесным явлением, вон тотчас дал знать об этом своим начальникам, и когда весть дошла к слуха князьку, вон приказал взять икону с высоты и перенести в эго дом, находившийся в окрестных горах, несмотря на благоговение, с каким была принята святая икона домохозяином, на другой день ее не оказалось в доме: оная опять стояла на прежнем месте, на скале. То же повторилось и в другой раз, когда вздумали снова взять ее со скалы.

Тогда все поняли, что Богоматери не угодно, чтобы святой лик ее находился в другом каком месте, кроме тот скалы, где вон явился: не медля решили устроить малый храм в самой скале, против того места, где явилась святая икона. Изсекли внутри скалы пещеру, а снаружи лестницу к ней и в сей пещере-храме поместили новоявленную икону. Явление святой иконы произошло 15 августа, посему новый храм посвящен Успению Богоматери".

Готовя эту страницу, я нашел много информацию об Успенском монастыре, но почти вся информация повторяется. Я понимаю, что уже немного перебрал с цитатами, и все же:

"Как только русские войска заняли Крым, "по приказу Екатерины II, командующий русскими войсками в Крыму граф Румянцев предложил главе крымских христиан митрополиту Игнатию со всеми христианами переселится в Росссию на берега Азовского моря... Организацией переселения руководил А.В.Суворов... Эскортируемые войсками А.В.Суворова 31386 ЧЕЛОВЕК двинулись в путь. Россия выделила на эту акцию 230 тысяч рублей" [96], с.38. Это было в 1778 году. УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ПОЛНОСТЬЮ ОПУСТЕЛ. ТАМ НЕ ОСТАЛОСЬ НИ ОДНОГО СВЯЩЕННИКА [96], с.39.

Через пять лет, в 1783 году Крым становится частью Российской романовской империи. Естественно было бы ожидать, что теперь православные христиане Крыма, которым уже ничего не угрожает (или хотя бы часть из них) радостно вернулась на свои родные места, в том числе и в Успенский монастырь. Но нет, ничего подобного не происходит! Успенский монастырь был закрыт и оставался закрытым до 1850 года. То есть в течение ни много ни мало восьмидесяти лет.

Как раз такой срок, за которой любой человек, который мог что-то помнить об истории этих мест, уйдет из жизни. Другими словами, Романовы фактически наложили на Успенский монастырь длительный карантин. А ведь это был культурный центр Крыма. Видимо, в это время Романовы добивали в Крыму последние остатки Орды. Кроме всего прочего, наверное опасались, что на свет всплывут какие-то спрятанные здесь документы и книги, представляющие историю Крыма XV - XVII веков совсем не так, как начали об этом рассказывать романовские историки.

Через 80 лет, в мае 1850 года указом святейшего синода Успенский монастырь был вновь открыт и зажил обычной монастырской жизнью. Понятно, что теперь никого из эго прежних обитателей здесь уже не было. Никто не вернулся, документы и книги если и были спрятаны, то теперь все это было прочно забыто. Или же уничтожено. Эта поразительная романовская акция по уничтожению исторической памяти наводит на серьезные размышления. В центре России они уничтожают документы и летописи, сбивают фрески в центральных соборах России, а в отдаленных областях империи попросту выселяют с родных мест тех, кто еще мог рассказать правду о прежней истории Руси. Как только дотянулись руки к Крыму, здесь же(даже еще не присоединив Крым к России!) УНИЧТОЖИЛИ ПРАВОСЛАВНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР КРЫМА, где по-видимому должны были храниться многие ценные документы об истории прежней Ордынской империи. Стоит ли говорит, что в Успенском монастыре после этого "не сохранилось" никаких следов старых фресок, надписей или росписей.

успенский монастырь Все тщательнейшим образом уничтожено, сбито, соскоблено. Если уж в Архангельском и Успенском соборах Московского Кремля Романовы в XVII веке полностью сбили всю штукатурку со стен и заново зарисовали стены новыми фресками, то что уж говорит о далеком Крыме, занятом русскими войсками.

После присоединения Крыма ПРАВОСЛАВНЫМИ войсками к ПРАВОСЛАВНОЙ России в 1783 году, ПРАВОСЛАВНЫЙ Успенский монастырь был ЗДЕСЬ ЖЕ ЗАКРЫТ на 80-ти летний "карантин"".



Возобновлялся монастырь, прежде всего, стараниями архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия. Помогали возобновлению и почтенные чиновники и простые граждане империи. Правда название уже было у монастыря другое - Бахчисарайский Успенский скит. Его торжественно открыли 15 августа 1850 года.

Во время Крымской войны 1855-1856 годы, в монастыре размещался госпиталь. Напротив монастыря и сейчас осталось кладбище где похоронены погибшие русские воины. На нем можно увидеть могилы генерал-адьютанта П.А.Вревського и генерал-майора П.В.Веймарна, что погибли 4 августа 1855 года в бою на Черной реке.

В конце ХІХ века в ските проживало до 30 лиц. Функционировало пять храмов.

Храм в честь Успения Богоматери был устроен в пещерной церкви монастыря. Храм Константина и Елены, был построен под скалой в 1857 году на средства Екатерины Борковой. Весной 2004 года, ее белый мраморный гроб лежал прямо во дворе монастыря.

успенский пещерный монастырь Пещерный храм Св.Марка, был открыт в 1859 году на пожертвования крымского чиновника Марка Айвазова. Храм Георгия был построен в 1875 году на противоположной стороне долины. Храм в честь Иннокентия Иркутского был построен на средней площадке скита в 1896 году.

Кроме этого была колокольня и много монашеських скальных келий.

На территории монастыря находился дом настоятеля и двухэтажный трапезный корпус с кухней и пекарней. В 1867 году для паломников были построены два дома. На территории монастыря были устроены фонтан и бассейн. Сейчас источник вытекает немного ниже фонтана, но монахи надеются повернуть его на старое русло.

Монастырю также принадлежали окружающие земли, которые использовались для выпасания монашеського скота. Были свои сады и виноградники.

Скит посещали Александр І, Николай І, Александр ІІ, Александр ІІІ, и другие члены императорской семьи. Александр ІІІ, даже попросил лестницу, чтобы влезть на скалу и поцеловать место, где по утверждению монахов появлялась чудодейственная икона.

Судьба той иконы нажаль неизвестная. Суворовские переселенцы вывезли ее в Мариуполь, но следы ее теряются в 1918 году.

В 1921 году монастырь был закрыт советской властью. и только несколько сооружений уцелели до наших дней. В 1992 году земли были возвращены церкви и московский патриархат сейчас интенсивно отстраивает Свято-успенский мужской монастырь.

Еще хотелось бы добавить, что греки, которых вывозил из Крыма Суворов, учредили город Мариуполь. Остатки же их родного поселка Мариамполя, в долине под монастырем, можно увидеть и сейчас. Я слышал, что там собираются проводить серьезные археологические работы.

Дело в том, что Мариамполь, был достаточно крупным христианским населенным пунктом, заселенный в основном греками. И сейчас в противоположной от монастыря скале осталось много видовблених в камне пещер. Когда говорят о пещерных городах Крыма, то многие считают, что население этих городов обитало в пещерах. В действительности же эти пещеры имели хозяйственное назначение и использовались для содержания скота, и для хранения кормов, реманента и дров. Люди жили рядом в достаточно приличных домах.

Много фундаментов тех сооружений выявлено и в бывшем Мариамполе. Монастырь сейчас даже использует несколько сооружений,



Свято-Успенский пещерный монастырь
Инкерманский Свято-Климентовский монастырь
Армянский монастырь Сурб-Хач - история духовного центра армян Крыма
Бахчисарайский ханский дворец
Поход на 1 мая к Сюйренськой крепости
Переход через Байдарскую долину
Отдых на пляже Инжир, лавандовые плантации и Бахчисарай
Отдых в последние две недели лета, мыс Айя, Бахчисарай, Севастополь
Проведи свой отпуск отдыхая в Украине
otpuskplus.com.ua © 2010 - 2019
Все права защищены.
Контакты
Реклама
Форум
^ Наверх